Важно Александр Чепенко com Проверки жилых домов хотят объединить под региональным управлением. Сейчас, если в доме есть хотя бы одна муниципальная квартира, управляющая организация сталкивается с тремя видами проверок: муниципальным жилищным контролем (МЖК), региональным государственным жилищным надзором (ГЖН) и лицензионным контролем (ЛК). Все три инстанции оценивают одни и те же действия: соблюдение правил содержания общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг и исполнение условий договора управления. Внесенный в Госдуму законопроект1 призван изменить эту ситуацию. Авторы поправок приводят примеры регионов, уже перешедших на региональную модель (например, Воронежская и Тюменская области), их опыт подтверждает ее работоспособность. Законопроект сохраняет возможность передачи отдельных полномочий местным органам, но основная нагрузка ложится на региональные структуры. Это упростит контрольную деятельность, сократит дублирование и повысит защиту прав собственников жилья. Правоприменительная практика показала, что границы полномочий МЖК и ЛК неясны. Некоторые суды признавали незаконными проверки муниципальных органов по вопросам, уже входящим в лицензионный контроль, другие – наоборот. Эта неопределенность затрудняет работу как контролирующих органов, так и граждан, обращающихся с жалобами. Кроме того, муниципальные контролеры не могут применять административные меры к нарушителям. Например, они не вправе составлять протоколы по статьям КоАП, связанным с нарушением правил содержания жилья или предоставления услуг. Такие полномочия есть только у региональных органов ГЖН. В результате муниципалитеты вынуждены передавать материалы нарушений в другие инстанции, что замедляет процесс. Исторически ГЖН охватывал все виды жилья, включая муниципальное. Лишь с 2021 года муниципальный фонд исключен из его зоны ответственности. Однако за прошедшие годы МЖК не стал самостоятельной эффективной системой. Доля муниципального жилья в стране сократилась с 10% в 2010 году до 3,5% в 2024-м, что делает централизацию полномочий более обоснованной. _____________________________ 1 С текстом законопроекта № 958050-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. - Россия
- Северо-Западный
-
Центральный
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область
- Липецкая область
- Москва
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Ярославская область
- Южный
- Северо-Кавказский
- Приволжский
- Уральский
- Сибирский
- Дальневосточный
Выбрать субъект
Уральский федеральный округ
- Все субъекты
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область
- Липецкая область
- Москва
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Ярославская область
Муниципальный контроль за жилищным фондом планируют упразднить
Важно Александр Чепенко com Проверки жилых домов хотят объединить под региональным управлением. Сейчас, если в доме есть хотя бы одна муниципальная квартира, управляющая организация сталкивается с тремя видами проверок: муниципальным жилищным контролем (МЖК), региональным государственным жилищным надзором (ГЖН) и лицензионным контролем (ЛК). Все три инстанции оценивают одни и те же действия: соблюдение правил содержания общего имущества дома, предоставление коммунальных услуг и исполнение условий договора управления. Внесенный в Госдуму законопроект1 призван изменить эту ситуацию. Авторы поправок приводят примеры регионов, уже перешедших на региональную модель (например, Воронежская и Тюменская области), их опыт подтверждает ее работоспособность. Законопроект сохраняет возможность передачи отдельных полномочий местным органам, но основная нагрузка ложится на региональные структуры. Это упростит контрольную деятельность, сократит дублирование и повысит защиту прав собственников жилья. Правоприменительная практика показала, что границы полномочий МЖК и ЛК неясны. Некоторые суды признавали незаконными проверки муниципальных органов по вопросам, уже входящим в лицензионный контроль, другие – наоборот. Эта неопределенность затрудняет работу как контролирующих органов, так и граждан, обращающихся с жалобами. Кроме того, муниципальные контролеры не могут применять административные меры к нарушителям. Например, они не вправе составлять протоколы по статьям КоАП, связанным с нарушением правил содержания жилья или предоставления услуг. Такие полномочия есть только у региональных органов ГЖН. В результате муниципалитеты вынуждены передавать материалы нарушений в другие инстанции, что замедляет процесс. Исторически ГЖН охватывал все виды жилья, включая муниципальное. Лишь с 2021 года муниципальный фонд исключен из его зоны ответственности. Однако за прошедшие годы МЖК не стал самостоятельной эффективной системой. Доля муниципального жилья в стране сократилась с 10% в 2010 году до 3,5% в 2024-м, что делает централизацию полномочий более обоснованной. _____________________________ 1 С текстом законопроекта № 958050-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. Новости сюжета
Главное в регионе
14:37, 21 ноября 2025
Опыт Тюменской области по концессии с Водоканалом можно масштабировать, считают в Минстрое РФ
09:44, 21 ноября 2025
Управленцы из Иркутской области перенимают опыт на региональных днях форума «МАЛАЯ РОДИНА – СИЛА РОССИИ»
08:48, 21 ноября 2025
Более 130 представителей СМИ аккредитовались на пресс-конференцию губернатора Югры

