Инцидент с танкером и эстонскими военными в Финском заливе обсуждают мировые СМИ Россия послала истребитель, пока Эстония пыталась остановить нефтяной танкер, считая его частью теневого флота РФ. После чего Таллин обвинил Москву в нарушении воздушной границы НАТО. При этом эксперты считают, что морское право нарушила именно Эстония Во вторник, 13 мая, в Финском заливе произошел инцидент с участием эстонских военных и российского нефтяного танкера Jaguar, который, по данным Bloomberg , входит в так называемый теневой флот России, используемый для обхода международных санкций. Танкер Jaguar под флагом Габона вышел из индийского порта и направился в порт российского Приморска. Инцидент произошел днем, уже недалеко от финальной точки, в нейтральных водах Балтийского моря — точнее, в международных водах Финского залива. ВМС Эстонии решили остановить и досмотреть судно, вероятно, посчитав его частью так называемого теневого российского флота. В соцсетях появилось видео: член команды танкера из рубки снимает, как вокруг судна двигается патрульный катер Raju, корабль Kurvits, в воздухе заметны самолет и вертолет. Был даже истребитель МиГ-29 ВВС Польши. Автор видео замечает, как эстонский катер едва не таранит танкер, и называет ВМС Эстонии циркачами. Эстонцы требовали от членов экипажа танкера изменить курс — очевидно, пытались сопроводить его в воды своей юрисдикции. Однако экипаж приказам не следовал и никого на борт не пустил. Вскоре в воздухе появился многоцелевой российский истребитель Су-35С. Эстония свернула операцию и покинула район, а танкер под прикрытием истребителя продолжил движение. Это была не более чем провокация Эстонии, считает основатель и руководитель Центра беспилотной авиации Максим Кондратьев: Максим Кондратьев основатель и руководитель Центра беспилотной авиации «Конечно же, это не первый случай, просто это первый, который получил такую широкую огласку. Все увидели, что предпринимаются меры по защите этих танкеров. Судно следовало в нейтральных водах, соблюдая все международные требования. Действия эстонской стороны были абсолютно противозаконными. Если бы судно двигалось в территориальных водах Эстонии, они могли бы принять более жесткие меры, вплоть до применения силы. Но поскольку оно было в международных водах — действия ВМС Эстонии были крайне неуверенными, с оглядкой: «А что будет если?». Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна обвинил Москву в том, что российский истребитель нарушил воздушное пространство НАТО «почти на одну минуту». Попытку досмотра судна Таллин объяснил тем, что танкер вошел в исключительную экономическую зону Эстонии. Но, как настаивает первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян, это неправда — танкер двигался в нейтральных водах: Карен Степаньян первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Это можно назвать просто пиратством. Судно следовало в нейтральных водах, пользовалось правом мирного прохода, не нарушало никаких границ. Это грубое нарушение всех возможных морских конвенций. Если бы оно зашло в территориальные воды Эстонии, у них было бы право досмотра и задержания. Но оно шло по международному коридору — узкому, но существующему — по которому ходят и российские военные корабли в Калининград или на боевые дежурства». Попытки досмотра со стороны эстонских ВМС происходят не впервые. В апреле в Финском заливе был задержан танкер Kiwala под флагом Джибути, шедший в Усть-Лугу. Таллин заявил, что выявил 40 нарушений, и отпустил судно после их устранения. По новому инциденту в МИД Эстонии был вызван временный поверенный в делах России в Эстонии Ленар Салимуллин. Ему вручили ноту протеста.
Читать новость полностью на сайте "BFM.RU"