
Согласно новому закону, студенты третьего курса непрофильных вузов смогут преподавать школьные предметы, если сдали дисциплины, связанные с педагогикой. Эксперты отмечают плюсы в виде свежих знаний и лучшего контакта с учениками, но предупреждают о риске низкого уровня методической подготовки Совет Федерации одобрил законопроект, который разрешает студентам, окончившим третий курс обучения в непрофильных вузах, начать преподавать в школах и колледжах. Достаточно к этому моменту успешно сдать все сессии, в том числе по предметам в области педагогической деятельности — то есть по тем дисциплинам, которые потом можно преподавать. Хоть физика, хоть литература. Комментирует главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина: Ирина Абанкина главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ «Это на самом деле дает очень хорошие навыки и в освоении предметов. И, конечно, нужна очень большая поддержка, если это непедагогические специальности. Если это более глубокое изучение предмета, то психолого-педагогическую подготовку. Она может начаться и раньше, ну и, конечно, сопровождаться во время преподавания в школе тьюторством, что, мне кажется, имеет большое значение. Плюсом здесь всегда является небольшая разница в возрасте с учениками — гораздо больше легкость в налаживании контакта. Ну и, как это ни странно, часто преподавание и самим студентам помогает лучше понять свой предмет, увидеть даже свой интерес: объясняя другим, больше проникаешь и сам. Так что это очень хорошая инициатива, нам нужна молодежь в школе, нам нужна молодежь с современными знаниями. Ну и, конечно, скажем так, в одном культурном пространстве, в одной языковой среде со школьниками». Многие студенты и сейчас нередко идут работать в образование — даже на первом-втором курсах. Например, в онлайн-школы кураторами или педагогами дополнительного образования в обычные школы. Например, сотрудник Бизнес ФМ, выпускница факультета журналистики Екатерина Штрыкова: Екатерина Штрыкова сотрудник Бизнес ФМ, выпускница факультета журналистики «Я сама первый раз попыталась поработать в сфере образования в начале третьего курса — я просто устроилась в онлайн-школу, в которой была куратором. По сути, главным критерием по отбору на мою должность был, во-первых, мой опыт взаимодействия с детьми. Я сказала, что в целом у меня опыт есть, потому что писала в рамках вуза подкаст уже со школьниками — как раз-таки с ребятами 9-11-х классов — и плюс-минус понимала, как с ними работать. И естественно, спрашивали мои баллы по ЕГЭ, и мне безумно помогло, что по литературе, которую я и пошла преподавать, у меня было 100 баллов. Затем мне давали на собеседовании файл с заданиями из ЕГЭ, которые нужно было частично самой выполнить, а частично — проверить уже готовые, найти в них ошибки. На меня повесили группу — где-то 25-30 человек. Я должна была проверять их домашнее задание, они готовились к ЕГЭ по литературе. Я до этого прошла обучение — несколько недель, по-моему, — меня учили проверять и проверяли мою проверку за мной. Причем я не единственная такая. Многие мои знакомые, кто учится, например, как и я, на факультете журналистики, чуть ли не с первых курсов начинали заниматься репетиторством. То есть они сдавали ЕГЭ на высокие баллы, занимались либо индивидуальным преподаванием, и периодически у них было по несколько студентов за день, и даже в сессию они готовили ребят к ЕГЭ, строили на этом тематику своих блогов. Кто-то также шел в онлайн-школу. Более того, у меня лично были знакомые, которые попадали не просто в сферу онлайн-образования, но и приходили, например, работать эсэмэмщиками в обычные московские школы, вели их телеграм-каналы достаточно успешно, и затем их брали за дополнительную плату вести медиаклассы, где они рассказывали детям, как писать новости». Но все это преподавание относится скорее к факультативам и дополнительному образованию. А вот занять место классического школьного учителя-предметника такой студент не сможет, уверен директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов: Константин Тхостов директор санкт-петербургского лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга «Любой студент, окончивший второй курс непедагогического вуза, действительно обладает знаниями по физике, например, но он не обладает методикой преподавания школьного курса физики. То есть, если ты знаешь сам, не факт, что ты сможешь доступно объяснить ребенку. Ребенку, например, 14 лет, у которого случилась жизненная ситуация, — ему нужна в первую очередь не помощь носителя знаний, а помощь педагога как носителя умений по психологии, по различным критическим моментам, комплектологии в том числе. Не надо затыкать дыры теми, кто, зная предмет, не знает, как его донести до ребенка. А самое главное — поверьте мне, чтобы стать учителем, нужно понимать, что это призвание, это государствообразующая профессия. Я с удовольствием бы взял на работу студента второго-третьего курса педагогического вуза, потому что чем раньше будущий учитель погрузится в профессию, чем раньше он поймет, для чего ему надо было изучать на первом-втором курсах психологию, физиологию, другие спецдисциплины, имеющие прямое отношение к педагогике, тем быстрее будет его вливание в сложный образовательный механизм любой современной школы. Это идеальная модель. Если непедагогических — это усложнение процессов. Школа не может учить и детей, и студентов». Брать на работу или нет юного преподавателя без диплома, будет решать сама школа и её руководство.