Новая российская ракета "Феникс" останется одноразовой Новая российская ракета-носитель среднего класса, создающаяся на замену ракете "Зенит" в рамках проекта "Феникс", не будет иметь многоразовой первой ступени. Об этом сообщил в интервью ТАСС генеральный директор Ракетно-космической корпорации "Энергия" Владимир Солнцев. "Ракета будет одноразовой по крайней мере на первом этапе", - сказал он. Солнцев уточнил, что "вопрос многоразового применения ракетных ступеней подлежит дополнительному обоснованию". По его словам, для точной посадки многоразовой первой ступени ракеты и ее последующего использования необходимо установить специальные органы управления, включающие ракетные двигатели, бортовые компьютеры, систему навигации и затратить на возвращение ступени и ее посадку дополнительное топливо. "В результате экономия здесь минимальная или ее вообще нет", - отметил Солнцев. По его мнению, более рационально - стремление к уменьшению размеров районов падения ступеней. "Здесь затраты невелики, а выигрыш очевиден", - пояснил гендиректор предприятия. Говоря о новой ракете среднего класса, Солнцев уточнил, что она, как и ракета "Зенит", будет обладать комплексом автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, соответственно, ее подготовка к старту будет проходить автоматически, без участия человека. "Сборка ракеты-носителя планируется на заводе "Прогресс" в Самаре", - сказал Солнцев. Многоразовость Сообщалось, что новая ракета-носитель среднего класса для космодрома Восточный, которую планируется разработать в рамках опытно-конструкторской работы "Феникс", будет во многом аналогична ракете "Сункар" для космического ракетного комплекса Байтерек, создающегося совместно Россией и Казахстаном на космодроме Байконур, а также новому носителю для проекта "Морской старт". Первая ступень для всех трех ракет будет одинаковой. Ранее новый владелец проекта "Морской старт" - генеральный директор компании "S7 Космические транспортные системы" Сергей Сопов заявил ТАСС, что желал бы видеть новую ракету с многоразовой первой ступенью, поскольку не видит необходимости в повторении старых советских технологий. Интерес к многоразовым ракетам-носителям возник после применения данной технологии частными компаниями в США. Компания Blue Origin провела испытания с одноступенчатой ракетой легкого класса, а SpaceX удалось посадить первую ступень двухступенчатого носителя среднего класса Falcon 9 и повторно запустить ее в космос. Повторное использование ракеты-носителя, считают в компаниях SpaceX и Blue Origin, позволит снизить цену запуска. В настоящее время запуск Falcon 9 обходится заказчикам дешевле, чем пуск российского "Протона-М". В перспективе многоразовость должна позволить снизить стоимость пуска еще до 30%. Ранее Солнцев заявлял СМИ, что новая ракета "Феникс" будет конкурентом американской Falcon 9. "Феникс" Инициатива разработки новой ракеты среднего класса принадлежала самарскому РКЦ "Прогресс". Предприятие предлагало создать моноблочную ракету с топливом в качестве сжиженного природного газа, но рассматривался и стандартный вариант с керосином и водородом. Впоследствии из-за разрыва отношений с Украиной, не территории которой производилась ракета "Зенит", было принято решение о создании российского аналога этой ракеты. Планируется, что на первой ступени ракеты-носителя среднего класса "Феникс" будет стоять двигатель РД-171М (версия двигателей РД-171 от ракеты "Зенит" для проекта "Морской старт") или два РД-180 (двигатель, использующийся в американской ракете "Атлас-5"), на второй - два РД-0124 (вместо двигателей РД-120 украинского производства). Диаметр ступени ракеты вырастет с 3,9 метра до 4,1 метра. Предположительно увеличится длинна первой ступени (с 32 до 37 метров), но уменьшится длинна второй ступени (с 10 до 7 метров). Стартовая масса должна увеличится с 470 (у ракеты "Зенит") до 520 тонн. В последующем "Феникс" станет основой российской сверхтяжелой ракеты-носителя. Ракета сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 17 тонн груза, а на геостационарную орбиту - до 2,5 тонны груза при помощи разгонного блока и трассы полета над Китаем. Сообщалось, что конкурс на создание ракеты будет объявлен уже в мае-июне этого года. На создание нового носителя в рамках Федеральной космической программы до 2025 года планируется потратить почти 30 млрд рублей. Бюджетное финансирование проекта начнется в 2018 году. В программе прописана возможность применения данной ракеты для выполнения пилотируемых полетов. Особенностью ракеты "Зенит", в отличие от ракет "Союз", "Протон" и "Ангара", является автоматизированная система предстартовой подготовки, не требующая наличия персонала при предстартовом обслуживании ракеты. Данная система разработана КБ "Южное" (Украина). Там же хранится вся документация по ее производству.
Читать новость полностью на сайте "ТАСС"