Органы прокуратуры области на постоянной основе осуществляют мониторинг состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории регионального центра.
На основании поручения прокуратуры области прокуратурой г. Владимира в октябре 2024 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на поднадзорной территории, в том числе в зоне индивидуальной жилой застройки, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего состояния мест накопления ТКО.
Так, значительное количество контейнерных площадок, расположенных в частном секторе, не оборудовано твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, на них отсутствуют ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов, специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – КГО), также установлены многочисленные случаи захламления прилегающих территорий ТКО и КГО, порубочными остатками и утратившими потребительские свойства электроприборами.
Администрацией города на начало 2024 года объем отходов, складированных вне санкционированных мест накопления, оценивался приблизительно в 6 тыс. м3, в целях их вывоза только 01.04.2024 заключен контракт с ООО «УНР», который фактически исполнен 21.06.2024, при этом все отходы, складированные вне санкционированных мест накопления вывезены не были.
Однако до августа 2024 года администрацией города надлежащая работа по содержанию мест накопления и ликвидации складированных на прилегающих к ним территориях отходов фактически не велась, муниципальный контракт на вывоз 3,3 тыс. м3 отходов заключен с вышеуказанным хозяйствующим субъектом только 09.09.2024, при этом согласно проведенному органом местного самоуправления мониторингу на момент заключения контракта объем отходов вне санкционированных мест накопления на момент заключения контракта составлял уже не менее 5 тыс. м3.
Фактически указанные контракты заключались для ликвидации уже образовавшихся отходов, а не для проведения работ по содержанию территорий в надлежащем состоянии на системной основе.
На основании изложенного первым заместителем прокурора области главе администрации города внесено представление, в отношении его заместителя возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления).
Во многом такому положению дел способствовало ненадлежащее нормативное регулирование данных правоотношений.
Так, в Правилах благоустройства территории г. Владимира обязанность по обустройству контейнерных площадок в частном секторе напрямую возложена на собственников объектов индивидуального жилищного строительства, что противоречит федеральному законодательству, в связи с чем прокурором города на них принесен протест, который находится на рассмотрении.
Устранение выявленных нарушений и рассмотрение мер реагирования находится на контроле прокуратуры области.