Бремя ремонта: флагман российского флота «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом Работы по возвращению в строй корабля приостановлены. Министерство обороны России может отказаться от восстановления флагмана российского ВМФ - авианосца «Адмирал Кузнецов», сообщили «Известия» со ссылкой на свои источники. Путь то ли крейсера, то ли авианосца «Адмирал Кузнецов» был пятым кораблем проекта 1143 - серии тяжелых авианесущих крейсеров с перспективными палубными самолетами. В СССР их начали строить в начале 1970-х. Осенью 1982 года в Николаеве заложили корабль, который в ходе строительства несколько раз менял название: «Леонид Брежнев», «Тбилиси» и, наконец, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Рассчитан был на базирование 28 самолетов и 24 вертолетов. Его собирались сделать первым авианосцем СССР, но возникли сложности международной юрисдикци: согласно статье 11 конвенции Монтре проход авианосцев в Черное море не был разрешен, а «Адмирала Кузнецова» планировалось регулярно отправлять во все флота ВМФ. Тогда на корабле установили комплекс ракетного оружия ПКР П-700 «Гранит», после чего он стал квалифицироваться как тяжелый авианесущий крейсер, что снимало с него любые запреты на дислокацию. Корабль передали ВМФ 25 декабря 1990 года. За свою историю корабль совершил семь походов. И осенью 2017 года после возвращения похода из Сирии он был поставлен в док для ремонта и модернизации. Изначально вернуть «Адмирала Кузнецова» в строй планировалось в 2022 году, однако сроки неоднократно переносились. Причем за время ремонта случилось несколько происшествий: октябрь 2018 г.: затонул плавучий док ПД-50; декабрь 2019 г.: на борту крейсера вспыхнул пожар из-за сварочных работ - 2 погибших, 14 раненых; декабрь 2022 г.: второй пожар, без пострадавших. июль 2024 г.: предотвращение теракта - сотрудник украинских спецслужб пытался склонить проходившего службу на авианосце моряка совершить подрыв. В августе 2020 года гендиректор ОСК Алексей Рахманов сообщал, что на восстановление корабля после пожара уйдет до 350 млн рублей, а для необходимой модернизации – несколько миллиардов. Работы по ремонту и модернизации были приостановлены некоторое время назад. В ближайшее время представители Главного командования ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации примут решение — целесообразно ли продолжать эти работы на корабле и возвращать его в боевой состав флота. Нужен ли ВМФ «Адмирал Кузнецов» Возможное решение о прекращении ремонта будет абсолютно правильным, заявил «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. По его мнению, ВМФ России крейсер не нужен даже при условии проведения модернизации. «На перспективу авианосцы в классическом виде российскому флоту не нужны. Авианосец - это уже уходящая эпоха. Огромное дорогостоящее сооружение, которое может быть уничтожено в течение нескольких минут современными видами вооружения, - полагает эксперт. – И на сегодня это неэффективное морское оружие - будущее за носителями роботизированных комплексов и непилотируемой авиации. А «Адмирал Кузнецов», если будет принято решение не продолжать ремонт, остается только взять, разрезать на металлолом и утилизировать». Однако есть и другое мнение. «Когда корабли уходят в океан на тысячи миль, получить поддержку с берега либо очень трудно, либо практически невозможно. Флоту нужен аэродром с собой, и это авианосец», - говорит сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Ильи Крамник. При этом он признает, что основание в нецелесообразности модернизации и ремонте «Адмирала Кузнецова» есть: корабль довольно старый, да и имеет не самую надежную, как показал опыт эксплуатации, силовую установку. «Крейсер на воде с 1985 года, и через 10 лет ему будет 50. Даже если он прослужит до 2040 года, это недолго. Поэтому надо с учетом накопленного при эксплуатации «Адмирала Кузнецова» опыта построить другой корабль. Мы можем это сделать, у нас есть верфи, позволяющие строить корабли таких размеров», - полагает Крамник. Самое важное: корабль должен иметь стандартную газотурбинную силовую установку - на основе тех агрегатов, которые устанавливаются на наши фрегаты, либо атомную - на основе ледокольной, и по возможности стандартное типовое радиоэлектронное оборудование, и средства обороны от актуальных угроз, от ракет до безэкипажных катеров, пояснил эксперт. Однако, по его признанию, с наибольшей вероятностью «Адмирала Кузнецова» ждет утилизация, а его имя может быть передано новому кораблю. Кстати Два американских издания – The National Interest и Business Insider – в своих рейтингах включали «Адмирала Кузнецов» в топ-5 худших авианосцев мира за всю историю. Фото: Mil.ru (Википедия), "Известия" (инфографика)
Читать новость полностью на сайте "Пункт-А"