
Еврокомиссия представила итоговый план по отказу от российского газа. В Брюсселе рассчитывают полностью остановить импорт с 1 января 2028 года. В Еврокомиссии полагаются на новые проекты СПГ и снижение потребления топлива в Европе. Эксперты отмечают, что Брюссель планирует принять беспрецедентное законодательство по дискриминации торгового партнера, что должно насторожить все страны, которые имеют дело с ЕС. После заседания министров энергетики и иностранных дел Евросоюза Еврокомиссия представила окончательную дорожную карту по отказу от российского газа, которую хотят оформить как закон. Несмотря на противодействие Венгрии и Словакии и сомнения Австрии, план представили в сроки, о которых заявляли ранее. «Остальные объемы российского газа будут выведены следующим образом: импорт российского газа по новым контрактам будет запрещен с 1 января 2026 года, закупки по действующим краткосрочным контрактам должны завершиться до 17 июня 2026 года, а импорт по долгосрочным контрактам — до конца 2027 года», — говорится в сообщении Еврокомиссии (ЕК). Там добавили, что до конца 2027 года будут действовать и исключения по краткосрочным контрактам для стран, не имеющих выхода к морю, и связанным с долгосрочными контрактами. Очевидно, речь идет о Словакии и Венгрии. «Учитывая важную роль, которую СПГ должен играть в обеспечении поставок альтернативной энергии в Европу, с 1 января 2026 года также будут запрещены услуги терминалов СПГ для клиентов из России или контролируемых российскими предприятиями. Это поможет переориентировать мощности терминалов на альтернативных надежных поставщиков для Европы. По долгосрочным контрактам, заключенным до 17 июня 2025 года, запрет будет применяться с 1 января 2028 года», — также сообщили в ЕК. Еврокомиссия поручит государствам-членам ЕС разработать национальные планы диверсификации с четкими мерами и этапами для постепенной остановки импорта российского газа. Первые национальные планы должны представить в Еврокомиссию до 1 марта 2026 года, заявили в ЕК. «Что касается нефти, то странам ЕС, все еще импортирующим российскую нефть, необходимо будет подготовить планы диверсификации для поэтапного отказа от всего оставшегося импорта нефти с учетом полной остановки к концу 2027 года», — продолжили в Еврокомиссии. О поставках российского урана в ЕК ничего не сообщили. С 2022 года из-за санкций и контрсанкций «Газпром» снизил поставки газа в Европу в пять раз. Выпавшие объемы страны ЕС компенсировали ростом импорта СПГ и снижением потребления. Падение спроса объясняется высокими ценами на газ, что стало следствием сокращения российских поставок. Если текущая цена на газ в Европе составляет $ 430-$ 450 за тысячу кубометров, то в предкризисную пятилетку она находилась на уровне $ 180-$ 200. Доля российского топлива при этом, включая СПГ, осталась в ЕС высокой — около 19%. В Брюсселе рассчитывают на запуск новых проектов СПГ в США, Катаре и Африке и снижение потребления топлива из-за перехода на зеленую электроэнергию. Два с половиной года — достаточное время, чтобы найти альтернативный закупки для крупных покупателей российского газа, считают еврочиновники. «По состоянию на 2025 год ожидается быстрый рост мировых поставок СПГ, в то время как спрос на газ в ЕС снизится. Ожидается, что при полной реализации программы перехода к чистой энергии и Плана действий по обеспечению доступной энергетики к 2030 году ЕС сможет заменить до 100 млрд кубометров природного газа, что означает снижение спроса на 40−50 млрд кубометров уже к 2027 году. В то же время ожидается, что к 2028 году мировые мощности по производству СПГ увеличатся примерно на 200 млрд куб. м, что в пять раз больше, чем текущий импорт российского газа в ЕС», — говорится в разъяснениях ЕК. Еврокомиссия приводит анализ, по которому постепенная остановка импорта российского газа планируется без существенных экономических последствий или рисков сбоев. В то же время в Брюсселе допускают, что последствия для отдельных стран могут быть серьезными. «В такой ситуации Европейская комиссия может разрешить одному или нескольким государствам-членам ЕС не применять запрет на импорт природного газа или СПГ. Такое разрешение должно быть ограничено по времени, и Еврокомиссия может установить дополнительные условия, чтобы гарантировать, что любая приостановка строго ограничена», — пояснили в ЕК. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что решение Еврокомиссии — беспрецедентное предложение по дискриминации торгового партнера не в виде санкций, а виде законодательного запрета. «И очень поучительный пример для всех торговых партнеров ЕС. В любой момент по такой же схеме можно запретить импорт чего угодно и откуда угодно. В том числе заставить европейские компании нарушить обязательства по долгосрочным контрактам и межправительственным соглашениям», — говорит Алексей Гривач. Кроме того, замечает эксперт, Еврокомиссия пошла на явное нарушение прав стран-членов на формирование собственного энергетического баланса. «В-третьих, любое ограничение источников поставок будет вредить потребителям, что очевидно. Цены будут выше, чем в случае наличия большего числа поставщиков», — говорит замдиректора ФНЭБ. Он полагает, что для европейских гореэнергореформаторов это, возможно, желаемый сценарий. «Более высокие цены на газ, означают стимулирование перехода на ВИЭ пусть и ценой промышленного кризиса и роста расходов населения», — считает Алексей Гривач. Он отмечает, что в законодательной инициативе есть оговорки о переходном периоде для краткосрочных соглашений (до 1 года) до июня 2026 года и по долгосрочным контрактам (свыше 1 года) до 1 января 2028 года. «Разумеется, там могут быть лазейки вроде покупки газа на хабе за пределами ЕС или через операции по перегрузке СПГ, как это делается в нефтяной сфере, но у потенциальных покупателей сильно прибавится головной боли по доказыванию различным контролирующим органам, что это нероссийский газ», — добавляет замдиректора ФНЭБ.