ЦБ предложил запретить маркетплейсам связывать скидки на товары со способом оплаты Кредитные организации пожаловались в правительство, парламент и администрацию президента на систему скидок от платформ, те ответили резко и громко. Но в скидках ли проблема на самом деле? Или причина конфликта глубже? ЦБ предложил запретить маркетплейсам устанавливать скидки на товары в зависимости от способа оплаты. С такой инициативой выступила глава Банка России Эльвира Набиуллина в письме главе Минэкономики Максиму Решетникову, пишет газета «Коммерсантъ» . Она предложила запретить маркетплейсам продавать услуги своих дочерних банков, так как они «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка». Сейчас покупатели могут использовать карты или сервисы маркетплейсов, например, Ozon-карту, «Яндекс Пэй» или кошелек Wildberries. И в таком случае разница с оплатой другими картами может составлять от одного рубля до нескольких сотен рублей. Ранее Набиуллина уже заявляла, что ЦБ поддерживает предложение крупнейших банков ограничить скидки маркетплейсам. В Минэкономразвития агентству ТАСС сказали, что предложения из письма ЦБ прорабатываются, а в нынешней редакции закона «О платформенной экономике» уже есть возможность регулировать скидки на платформах. Это продолжение конфликта, который вышел в публичное поле на прошлой неделе. Позиции сторон оценивает колумнист BFM.ru Семен Новопрудский: Семен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «Мы видим, что бывает, когда возникает, во-первых, ситуация, при которой у какого-то сектора экономики есть два регулятора, у которых разные интересы. Потому что, надо отметить, российские банки, которые подняли эту тему, подняли ее очень хитро. Мы помним, что началось с того, что, например, глава «Сбера Герман Греф заявил, что маркетплейсы не доплачивают налоги. Тема не доплачивают налоги очень болезненная в нынешней ситуации. У маркетплейсов оказалось два регулятора, и у них разные задачи. Задача банка России — это, с одной стороны, стабильность банковской системы. Банк России в этом отношении отстаивает интересы банков в этом отношении, а задача министерства экономического развития — в большей степени развитие торговли, повышение собираемости налогов, то есть его больше интересуют экономические и финансовые результаты маркетплейсов в том числе. Центробанку и министерству экономического развития придется согласовывать позиции и, возможно, вырабатывать новые регуляторные нормы. При этом у министерства, в отличие от Банка России, есть еще и право законодательной инициативы, то есть оно может и поправить законы так, чтобы это как-то регулировать. Но в целом в какой-то момент может встать, мне кажется, вопрос даже о том, можно ли в принципе маркетплейсам иметь свои банки. Сам этот вопрос на самом деле тоже в какой-то момент может оказаться дискуссионным. Потому что в принципе понятно, что банки, которые обслуживают другой бизнес, в российской экономике в разное время были, но в основном были банками автоконцернов и занимались тем, что кредитовали людей, которые покупали автомобили. То есть это не было основным бизнесом самих автоконцернов, и понятно, что это был очень узкий круг товаров. Важно вспомнить еще раз, что банки выступают не против вообще скидок маркетплейсов, а против скидок на конкретные платежные средства, то есть они фактически борются не с самими маркетплейсами, а с дочерними банками маркетплейсов. В этом смысле сам факт того, что это вышло в публичное пространство, и что Банк России написал такое письмо, это скорее хорошо, чем плохо, потому что важно так или иначе определить правила. Причем тут очень важен баланс, чтобы с одной стороны не ухудшить слишком резко финансовые показатели маркетплейсов, а с другой стороны устранить очевидную диспропорцию в том, что у банков маркетплейсов оказалось то конкурентное преимущество, которого нет у обычных банков. То есть это на самом деле действительно некоторая регуляторная дыра, которую сейчас пытаются залатать». На этом фоне появилось обращение в Генпрокуратуру от правозащитников, которые жалуются на нарушения со стороны крупных банков. Московское общество защиты потребителей указало, что Сбербанк, Альфа-банк и Т-банк в своих приложениях создали полноценные торговые площадки, где запрещают расплачиваться картами «Мир» других банков. При этом такая возможность должна быть по закону, утверждают они.
Читать новость полностью на сайте "BFM.RU"