Mazda утратила право на обратный выкуп доли в российском предприятии В 2022 году японская компания продала свою 50-процентную долю в совместном предприятии с «Соллерс» за символический 1 евро, сохранив право выкупа в течение трех лет. В октябре 2025 года срок опциона истек, и компания не воспользовалась возможностью вернуть актив Первая зарубежная компания лишилась права выкупа своей доли в российском предприятии. Речь идет о японской Mazda, которая в 2022 году за 1 евро продала свою 50-процентную долю в совместном предприятии с группой «Соллерс». Речь идет о заводе во Владивостоке, где происходила сборка легковых автомобилей. Мощность предприятия составляла до 50 тысяч машин в год. У Mazda было право обратного выкупа в течение трех лет, но она им не воспользовалась. Срок опциона истек в октябре, пишет Reuters . В «Соллерс» заявили, что никаких запросов или предложений от Mazda о выкупе доли не поступало. Там также отметили, что «в текущих условиях мы не видим в этом необходимости». Завод во Владивостоке был перезапущен в 2023 году — теперь предприятие выпускает автобусы под брендом «Соллерс». О ситуации и бизнесе Mazda в России говорит гендиректор аудиторской группы «2К» Тамара Касьянова: Полностью с российского рынка Mazda не уходила. В мае, как писал портал «Автоньюс», российское представительство Mazda — «Мазда Мотор Рус» — возобновило поставки в Россию некоторых моделей через своих партнеров. Кроме того, Mazda сместила фокус — в конце 2023 года компания представила в России свой бренд автокомпонентов и аксессуаров под названием MZD. В мае 2025 года объявила о выпуске новой линейки моторных масел MZD на заводе в Калужской области. Так вернется компания или нет? Рассуждает автоэксперт Артем Бобцов: Артем Бобцов автоэксперт «Касаемо шансов на возвращение, думаю, что шансов ноль. Очевидно, что после окончания СВО этим компаниям придется бизнес в России начинать с нуля. При этом наше правительство уже озвучило, что будут определенные условия, при которых иностранным компаниям разрешат вернуться на российский рынок. Применительно к автопроизводителям, очевидно, что будут приниматься в расчет следующие вещи: первое — насколько компании качественно поддерживали свои гарантийные обязательства. Часть производителей продолжают в полном объеме поддерживать и гарантию, и поставки запасных частей — это в том числе европейские производители, как ни странно. Они продолжают функционировать просто в полутеневом режиме, не высовываясь, с минимальным штатом, но тем не менее все время продолжают присутствие в России, держат руку на пульсе. Да, они прекратили поставки новых машин, но в то же время на рынке продолжают операционную деятельность, даже дочерние банки их продолжают функционировать, как ни странно, хоть ничего и не выдают. Поэтому после истечения сроков опционов этим компаниям придется возвращаться на рынок с нуля. Все деньги, которые были потрачены на строительство заводов, на организацию сборки и так далее, будут списаны в убыток. Видимо, после того как условия для возвращения на рынок России сформируются, компании будут оценивать вообще целесообразность. Никаких сборочных производств в России у Mazda, по сути, нет после окончания этого опциона — и не будет в ближайшее время. То есть, если компания захочет полноценно возвращаться на рынок, ей придется опять с нуля либо строить завод, либо выкупать какой-то существующий, либо вступать в партнерство с кем-то из российских компаний. А что касается возвращения по другим брендам — все автопроизводители с интересом изучают опыт Hyundai, который, на самом деле, на российском рынке присутствует под брендом Solaris. Это ввоз через Казахстан машинокомплектов и последующая досборка их в России. Это позволяет компании Hyundai вроде как соблюдать санкции, с одной стороны, а с другой — продолжать присутствовать на рынке, хоть и под другим названием, но продавать вполне ощутимое количество автомобилей — меньше, конечно, чем раньше, тем не менее это порядка 3% доли рынка, что довольно весомо. Все автопроизводители с интересом смотрят, к чему это приведет, какое количество машин будет продаваться, не будет ли каких-то санкционных воздействий на компанию. И если этот опыт окажется успешным — а пока он абсолютно успешен, — думаю, этому примеру последуют многие. Mazda, возможно, в том числе. Но у Mazda все-таки была очень маленькая доля рынка, и ей полноценно здесь развивать большое новое производство и выводить на рынок какой-то суббренд — это все-таки довольно дорогостоящее мероприятие и вряд ли имеет экономический смысл». На схожих условиях с возможностью обратного выкупа свои доли в России буквально за доллар или евро продавали и другие концерны, например Renault и Mercedes-Benz. Но сроки все прописывали разные — в частности, французская и немецкая компании могут выкупить свой бизнес до 2029 года. А вот срок действия опциона Hyundai истекает в декабре 2025 года.
Читать новость полностью на сайте "BFM.RU"