ВШЭ: «Тарифы на передачу в 45 регионах с 1 июля вырастут выше общероссийского потолка в 11,6%» Средние тарифы на передачу электроэнергии для бизнеса в 45 регионах России после индексации с 1 июля вырастут выше общероссийского предельного уровня в 11,6%, заложенного для сетевых компаний в прогнозе социально-экономического развития РФ. Это следует из оценки Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ, с которой ознакомилась редакция. Более чем на 30% региональные регуляторы повысили тариф для бизнеса в Ленинградской и Астраханской областях, на 24,9% показатель вырастет в Волгоградской области. Предельный рост тарифов на передачу электроэнергии заложен в прогноз социально-экономического развития, но региональные регуляторы имеют право увеличивать их, согласовывая изменения с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Тарифы сетевых компаний для всех категорий потребителей с 1 июля должны вырасти на 11,6%, в 2026 году – на 9,8%, в 2027 году – на 6,3%, в 2028 году – на 4,2%. Средний тариф на услуги по передаче электроэнергии для населения по первому диапазону потребления и в пределах социальной нормы вырастет на 11,7–38,7% в 53 регионах РФ. Самый высокий рост – на 38,7% – в Красноярском крае. За ним следуют Новосибирская (31%) и Курганская области (26,9%). Дифференциация тарифов на электроэнергию для населения по трём диапазонам в зависимости от объёмов потребления действует с начала года, «льготный» первый диапазон установлен на уровне 3,9 тыс. кВт•ч в месяц. Рост тарифов на передачу – один из факторов увеличения конечных цен на электроэнергию. Ранее ФАС оценивала общий размер перекрёстного субсидирования (доплата коммерческих потребителей за снижение тарифов для населения) в 2025 году в 371 млрд рублей. Введение дифференцированных тарифов сократило «перекрёстку» на 31,6 млрд рублей. Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим оценивает объём перекрёстного субсидирования, учтённый при формировании тарифов на передачу, в 331,7 млрд рублей. Но, указывает эксперт, система дифференциации тарифов по объёмам потребления может привести к более интенсивному росту общего платежа, в особенности в домохозяйствах с аномально высоким энергопотреблением. В среднем, подсчитал г-н Сасим, тариф на передачу по стране с июля увеличится на 17%, по прочим потребителям (бизнес) – на 15,2%. По его словам, такое соотношение темпов роста тарифов позволило сдержать увеличение перекрёстного субсидирования на 46 млрд рублей. В ФАС сообщили, что при установлении предельных уровней служба, помимо прогноза социально-экономического развития РФ, учитывает параметры соглашений об осуществлении регулируемых видов деятельности. В 2025 году такие соглашения действуют в 22 субъектах. Регион может установить тарифы на услуги по передаче электроэнергии выше предельных уровней тарифов при наличии заявления главы региона, и в конце 2024 года ФАС согласовала 24 таких заявления. Превышение предельных уровней регионы обосновывают необходимостью реализации инвестиционных проектов и повышением надёжности электроснабжения, пояснили в ФАС. Превышение предельного уровня индексации тарифов, как правило, вызвано необходимостью инвестиционного развития субъекта РФ или ликвидации накопленных регуляторных долгов, заявили в «Россетях». В холдинге добавили, что целевое использование тарифных средств регулирующие органы контролируют путём ежегодного анализа экономической обоснованности расходов сетевых компаний и корректировок необходимой валовой выручки. По оценкам «Сообщества потребителей энергии», в зависимости от региона рост конечных цен на электроэнергию (сетевая и оптовая составляющие) для промышленности составит от 15% до 27%. При этом, указывают в ассоциации, он не будет сопровождаться повышением качества, надёжности и доступности инфраструктуры: «Вместо инвестирования в собственное развитие потребители вынуждены оплачивать неэффективность сетевых монополий». Превышение прогноза в ряде регионов, по мнению Сергея Сасима, связано с заключением регуляторных соглашений, условия которых зачастую предусматривают повышенную индексацию тарифов на передачу. Такая необходимость, отмечает он, обусловлена возвратом ранее неучтённой выручки (так называемого сглаживания НВВ) и потребностью в модернизации электросетевого хозяйства. По схожим причинам превышение предельных уровней тарифов с ФАС согласовали 24 региональных регулятора, говорит аналитик. «Не потребовалось превышение параметров прогноза лишь в 40% регионов, и это вызывает тревогу с точки зрения соответствия сформированной системы тарифных ограничений современным вызовам», – указывает он.
Читать новость полностью на сайте "Переток.ру"