Мэрия Москвы смогла добиться особых условий консолидации столичного электросетевого комплекса, — газета. Правительство РФ согласилось предоставить особый системообразующий статус с равными правами сразу двум компаниям — госхолдингу «Россети» и принадлежащей мэрии Объединенной энергетической компании (ОЭК). Но точка не поставлена: в «Россетях» настаивают на продолжении дискуссии в правительстве. В Москве такое исключение экономически оправданно, считают аналитики. Источники в отрасли опасаются, что другие регионы тоже захотят получить особые права. МОСКВА, 25 декабря (BigpowerNews) – Газете «Коммерсант» удалось ознакомиться с последней версией законопроекта о создании системообразующих территориальных сетевых организаций (ТСО) в регионах, которая находится сейчас в правительстве. По информации издания, ключевое изменение в документе касается особенностей процесса консолидации сетевых компаний в Москве. Во всех регионах страны будет избираться только одна системообразующая ТСО для поглощения мелких активов, но в столице их может оказаться две. В закон «О статусе столицы РФ» будет внесено изменение, согласно которому в Москве «допускается функционирование двух системообразующих ТСО в определенных границах зон деятельности». В Москве работают две крупные ТСО: ПАО «Россети Московский регион» (подконтрольно госкомпании «Россети») и АО «Объединенная энергетическая компания» (ОЭК, принадлежит департаменту городского имущества Москвы). Обе компании выступают «держателями котла» (собирают с потребителей деньги за передачу электроэнергии). Выручка ОЭК в 2022 году — 42,54 млрд рублей, чистая прибыль — 13,15 млрд рублей. Выручка ПАО «Россети Московский регион» в 2022 году — 198,28 млрд рублей, чистая прибыль — 11,4 млрд рублей. «Россети» в Москве имеют значительно больше условных единиц оборудования, поэтому по формальному признаку именно они должны получить системообразующий статус. Но ситуация не устроила мэрию Москвы, поскольку затрагивает экономические интересы ОЭК: по законопроекту компания с системообразующим статусом автоматически становится единственным «держателем котла». Как рассказывают источники «Коммерсанта», дискуссия между мэрией Москвы и Минэнерго длилась с 2022 года. Письма за подписью мэра столицы Сергея Собянина с просьбой сделать исключение для Москвы были направлены в правительство и регулирующие органы. Весной 2023 года аппарат правительства поручил Минэнерго «согласовать разрабатываемый законопроект» с правительством Москвы, пишет «Коммерсант со ссылкой на документ от 16 мая. Как говорят два источника газеты, именно «поправка Сергея Собянина» тормозила внесение законопроекта в правительство и Госдуму. Вероятно, дискуссия не закончена. В «Россетях» сказали газете, что участвуют в проработке изменений в 35−ФЗ и «в соответствии с поручениями президента Владимира Путина законопроект направлен на создание единого центра ответственности за надежность энергоснабжения в каждом субъекте РФ». «Полагаем, что любые исключения из вышеуказанной концепции требуют обсуждения на площадке аппарата правительства РФ»,— подчеркнули в «Россетях». Основной риск принятия поправок в пользу Москвы заключается в том, что другие регионы также захотят получать исключения, говорят источники «Коммерсанта». В частности, подобная ситуация может произойти в Санкт-Петербурге, где работают «Россети» и принадлежащая городским властям АО ЛОЭСК. В Минэнерго на вопросы не ответили, ФАС поддерживала предложения мэрии Москвы, отмечает газета. В случае московской энергосистемы наличие двух системообразующих ТСО наиболее оправданно с экономической точки зрения, считает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. По его оценкам, потенциальный положительный эффект от введения двух системообразующих ТСО в столице составит около 2,7 млрд рублей. Господин Сасим также не ожидает дополнительного роста тарифов в Москве из-за введения двух системообразующих ТСО. Законопроект кардинально меняет взаимоотношения в отрасли, и не в лучшую сторону, сказал в «Сообществе потребителей», комментируя документ в целом. «Вводимые запреты и ограничения не гарантируют повышения качества и надежности электроснабжения, но при этом совершенно точно ведут к искусственному росту тарифов на электроэнергию,— говорят там.— Возвращается практика дорогостоящей «последней мили» при подключении к сетям, появляются новые обязательные расходы на содержание системообразующей сетевой организации даже там, где она не требуется». Потребители также считают, что у крупных предприятий возникает риск расчленения единых технологических комплексов, а у всего региона — обязанность оплачивать через тариф расходы на сети, обслуживающие преимущественно одного потребителя, пишет «Коммерсант». Полина Смертина
Читать новость полностью на сайте "Bigpower News"