Эксперты обратились к Собянину по поводу радиоактивной свалки в Москве Общественность требует прояснить ситуацию вокруг строительства одного из участков Юго-Восточной хорды, который пройдет через свалку радиоактивных отходов. Жители Москвы уже начали подавать признаки гражданской активности по поводу уже начавшейся стройки на зараженной территории. И это отрадный факт, поскольку по последним данным науки, даже малые дозы радиации провоцируют онкологические заболевания, а того, что лежит возле Москвы-реки в районе Коломенского, хватит на всю столицу. Разумеется, тревогу бьют активисты движения “Гринпис”, которые обратились к Собянину с таким письмом: " Официальные структуры уже признают факт радиационного загрязнения территории у Московского завода полиметаллов (входит в структуру "Росатома") близ железнодорожной платформы Москворечье, однако необходимых мер для решения проблемы могильника радиоактивных отходов до сих пор не принято. Согласно акту обследования, подписанному 30.04.2019 представителями ФГУП “Радон”, МЧС и общественности, уровень радиации (мощность дозы гамма-излучения) на склоне близ Московского завода полиметаллов достигает 61,4 мкЗв/ч (при обычных, фоновых значениях ниже 0,2 мкЗв/ч). Госкорпорация “Росатом” признает наличие нескольких участков радиоактивного загрязнения в письме от 23.04.2019 за подписью директора по государственной политике в области РАО, ОЯТ, и ВЭ ЯРОО Крюкова О.В. Представители “Росатома” упоминают наличие участков с удельной активностью альфа-изотопов выше 10 000 Бк/кг на территории завода и прилегающих территориях (по российским нормам, удельная альфа-активность выше 1 000 Бк/кг позволяет отнести материал к радиоактивным отходам). С учетом высокого уровня опасности радиоактивных веществ для здоровья людей, российское отделение Greenpeace требует от мэра Москвы: Незамедлительно отметить очаги радиоактивного загрязнения знаками "радиационная опасность", это частично сделано, но на местности отмечены не все очаги. Ограничить доступ граждан на опасную территорию. Восстановить заборы от завода полиметаллов к Москве-реке, ранее ограждавшие "хвостовое хозяйство" предприятия. Отобрать в присутствии представителей общественности и проанализировать образцы загрязненного грунта с максимально возможного числа очагов радиоактивного загрязнения. Установить, к какой категории радиоактивных отходов они относится. Установить санитарно-защитную зону и зону наблюдения выявленного пункта размещения радиоактивных отходов. Разработать, обсудить с общественностью и реализовать программу рекультивации радиационно опасного объекта. Рассмотреть возможность полного удаления загрязненного грунта. При невозможности удаления - обеспечить изоляцию грунта на месте, придание выявленному пункту хранения радиоактивных отходов правового статуса с передачей его национальному оператору (ФГУП "НО РАО"). Не допустить проведения строительных работ близ очагов радиоактивного загрязнения." *** А вот общественный деятель Петр Шкуматов, кажется, знает ответ на этот вопрос: Я прямо категорически ЗА ликвидацию радиоактивной свалки в центре 25-ти миллионного мегаполиса и категорически ЗА строительство автомобильного моста. Конечно же перед тем, как строить мост, надо дезактивировать территорию. Теперь про дезактивацию. Есть такая структура НПО Радон, которая посчитала, что загрязнено там 60 тысяч кубометров грунта. И посчитала по своим тарифам, сколько будет стоить его утилизация как радиоактивных отходов. Разумеется получился триллиард и денег им таких никогда не дадут. Однако: 3. Сам Радон проговорился в своих документах, что в действительности 99% грунта там представляет отходы 4-го класса опасности. Чтобы вы понимали: это земля с небольшим загрязнением, которая даже и не требует обращения с собой, как с радиоактивными отходами. Просто надо аккуратно, буквально без пыли эту землю изъять и вывезти. 4. Для вывоза этой земли там есть самое главное - Москва река. Не нужен автомобильный транспорт и транспортировка этого по улицам Москвы и области. Подогнать сухогруз и вывезти сразу пару тысяч тонн этой земли - легко. Всего пара десятков ходок сухогруза и проблема решена. 5. 1% отходов 3-го класса опасности (это данные самого Радона) конечно надо утилизировать с бОльшими мерами предосторожности. Но это 600 кубов, то есть не такой большой объем, как 60 тысяч. 6. Радиоактивную свалку надо ликвидировать вне зависимости от строительства автомобильного моста. Склон оползневый, рано или поздно само сползет и откроется. А там в 500-х метрах от свалки построены человейники и живут люди. 7. Ликвидация значительного объема слабозагрязненных радиоактивных отходов уже происходила в Москве, почитайте про “Янтарную горку”. Никаких триллиардов не понадобилось. Быстро все сделали, не таджиками с лопатами, профессионалы есть. И да, я опять же повторюсь, что риторику некоторых активистов и баннеры, которые они размещают, что надо остановить строительство ОЧЕНЬ НУЖНОГО автомобильного моста и больше ничего не трогать, я поддержать никак не могу. Мост нужен, очень нужен, но его надо строить вместе с проектом по ликвидации радиоактивной свалки. Вообще наличие такой свалки в Москве - это позор конечно же. При том, что бюджет лопается от денег и на бордюры тратятся миллиарды, на вывоз радиоактивных отходов денег почему то нет. P.S.. Кстати, я понял, как совместить полезное с приятным. Пусть сделают в этой радиоактивной свалке мегасаркофаг из бордюров. И волки сыты и бордюры пристроены!"
Читать новость полностью на сайте "Московский День"