Региональная общественная организация "Московское общество защиты потребителей" подала жалобу в Генеральную прокуратуру России, указывая на систематическое нарушение законов о защите прав потребителей рядом российских банков. С копией обращения, адресованного генпрокурору РФ Александру Гуцану, ознакомились журналисты ТАСС. Правозащитники отмечают, что в приложениях банков были созданы полноценные торговые площадки, которые активно используют маркетинговые стратегии и предлагают скидки для привлечения клиентов. Вместе с тем на таких "банковских" торговых площадках наблюдается пренебрежение существующими законами и правами потребителей. Покупатели фактически вынуждены оплачивать товары и услуги только с помощью карты одного конкретного банка, а возможность использования карт "Мир" и других российских банков, предусмотренная законом, либо полностью отсутствует, либо затруднена, говорится в письме. В ассоциации вновь напомнили, что закон "О защите прав потребителей" гарантирует гражданам право на использование выбранных национальных платежных инструментов, таких как карты "Мир", у любых продавцов, чья выручка за предыдущий год превышает 20 миллионов рублей. "Тем не менее, практика крупнейших банков, чьи приложения ежедневно используют десятки миллионов граждан не только для финансовых услуг, но и для приобретения нефинансовых товаров, нарушает эти гарантии," - подчеркивают авторы обращения. Авторы письма также отметили, что в специальном разделе "Для жизни" приложения "Сбербанк онлайн" расположена витрина нефинансовых услуг, где представлены товары и услуги как от партнеров Сбера, таких как "Купер", "Мегамаркет" и "Самокат", так и от сторонних компаний. Однако возможность выбора способа оплаты ограничена только личными счетами и картами Сбербанка, что исключает использование других национальных платежных инструментов. Похожая политика наблюдается в приложении Т-банк в разделе "Город" и у Альфа-банка в сервисах "Альфа маркет" и "Альфа-тревел". "Эти практики нарушают часть 1 статьи 16.1 закона, так как такие "банковские" торговые площадки фактически выступают в роли мест для заключения договоров купли-продажи, сопоставимых с другими цифровыми платформами и интернет-магазинами. Банки не должны обходить специальные правила, подменяя свою роль владельца агрегатора информации о товарах на роль лица, осуществляющего платежи," - говорится в письме. Организация предлагает дополнительно рассмотреть случаи систематического нарушения прав потребителей и, в соответствии с результатами, применять санкции и иные меры, которые уравновесили бы обязанности магазинов и банков - владельцев приложений с торговыми разделами в рамках соблюдения прав потребителей на выбор способа оплаты. Кроме того, правозащитники настаивают на необходимости повышения прозрачности условий торговли в банковских приложениях, а также на информировании пользователей о вариантах оплаты и их соблюдении в полном соответствии с законодательством. Они считают важным, чтобы потребители были осведомлены о своих правах и могли свободно выбирать способы оплаты, не ограничиваясь услугами одного банка. - Россия
- Северо-Западный
-
Центральный
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область
- Липецкая область
- Москва
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Ярославская область
- Южный
- Северо-Кавказский
- Приволжский
- Уральский
- Сибирский
- Дальневосточный
Выбрать субъект
Московская область
- Все субъекты
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область
- Липецкая область
- Москва
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Ярославская область
Правозащитники пожаловались на банки в Генпрокуратуру
Региональная общественная организация "Московское общество защиты потребителей" подала жалобу в Генеральную прокуратуру России, указывая на систематическое нарушение законов о защите прав потребителей рядом российских банков. С копией обращения, адресованного генпрокурору РФ Александру Гуцану, ознакомились журналисты ТАСС. Правозащитники отмечают, что в приложениях банков были созданы полноценные торговые площадки, которые активно используют маркетинговые стратегии и предлагают скидки для привлечения клиентов. Вместе с тем на таких "банковских" торговых площадках наблюдается пренебрежение существующими законами и правами потребителей. Покупатели фактически вынуждены оплачивать товары и услуги только с помощью карты одного конкретного банка, а возможность использования карт "Мир" и других российских банков, предусмотренная законом, либо полностью отсутствует, либо затруднена, говорится в письме. В ассоциации вновь напомнили, что закон "О защите прав потребителей" гарантирует гражданам право на использование выбранных национальных платежных инструментов, таких как карты "Мир", у любых продавцов, чья выручка за предыдущий год превышает 20 миллионов рублей. "Тем не менее, практика крупнейших банков, чьи приложения ежедневно используют десятки миллионов граждан не только для финансовых услуг, но и для приобретения нефинансовых товаров, нарушает эти гарантии," - подчеркивают авторы обращения. Авторы письма также отметили, что в специальном разделе "Для жизни" приложения "Сбербанк онлайн" расположена витрина нефинансовых услуг, где представлены товары и услуги как от партнеров Сбера, таких как "Купер", "Мегамаркет" и "Самокат", так и от сторонних компаний. Однако возможность выбора способа оплаты ограничена только личными счетами и картами Сбербанка, что исключает использование других национальных платежных инструментов. Похожая политика наблюдается в приложении Т-банк в разделе "Город" и у Альфа-банка в сервисах "Альфа маркет" и "Альфа-тревел". "Эти практики нарушают часть 1 статьи 16.1 закона, так как такие "банковские" торговые площадки фактически выступают в роли мест для заключения договоров купли-продажи, сопоставимых с другими цифровыми платформами и интернет-магазинами. Банки не должны обходить специальные правила, подменяя свою роль владельца агрегатора информации о товарах на роль лица, осуществляющего платежи," - говорится в письме. Организация предлагает дополнительно рассмотреть случаи систематического нарушения прав потребителей и, в соответствии с результатами, применять санкции и иные меры, которые уравновесили бы обязанности магазинов и банков - владельцев приложений с торговыми разделами в рамках соблюдения прав потребителей на выбор способа оплаты. Кроме того, правозащитники настаивают на необходимости повышения прозрачности условий торговли в банковских приложениях, а также на информировании пользователей о вариантах оплаты и их соблюдении в полном соответствии с законодательством. Они считают важным, чтобы потребители были осведомлены о своих правах и могли свободно выбирать способы оплаты, не ограничиваясь услугами одного банка. 

