Шапки прочь – здесь будет карьер. Лыжня под угрозой из-за ВСМ Высокоскоростной магистрали нужен песок. А в Тосненском районе – свежий воздух и "Лыжные стрелы". Сотни человек готовы идти к Дрозденко, хотя экскаваторы еще не запустили. Жители поселка Шапки 4 декабря готовят коллективное обращение к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко. В нем местные и владельцы дач выступили против карьера по добыче песка, который может появиться вплотную к поселку. Бумагу подписали уже более 650 человек, рассказала 47news одна из членов инициативной группы, Мария. Шапки – легендарное место для лыжников. Традиция ездить сюда впервые возникла еще в послевоенные годы, но особую популярность обрела в Ленинграде 1960-х. Тогда люди массово начали устремляться в шапкинский лес на "Лыжных стрелах", проходить заранее размеченные круговые маршруты или просто прогуливаться пешком по холмам. Проект "Лыжные стрелы" существует и сейчас. Повод для беспокойства у любителей спорта и здешних пейзажей появился в октябре. 14 числа комитет по природным ресурсам утвердил перечень участков недр, которые включали "Горелый Бор" площадью 21,7 га и "Горелый Бор-2" площадью 187,26 га, расположенные в 1,5 км от Шапок. Затем права пользования этими недрами передали для разведки и добычи песка. В опубликованных на сайте комитета документах указано, что песок необходим для строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Работы будут вести юрлица по договорам с монополией. По данным 47news, права переданы ООО "Алмаз". От лица РЖД (на основании доверенности) компания просила у местных властей сократить зону особо защитных участков лесов (ОЗУЛ) для разработки месторождения с 1 километра до 140 метров "в связи со строительством Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург" (документ есть у 47news). И пообещала после окончания выработки рекультивировать карьер. По СПАРК, ООО "Алмаз" зарегистрировано в Москве в 2014 году. Работает в отрасли разработки гравийных и песчаных карьеров, добычи глины и каолина. Оборот в 2024 году составил 22,2 миллиарда рублей. На сайте компании говорится о строительстве железных дорог и автомагистралей. Среди проектов: Северный обход Твери на М-11 "Нева", М-12 "Восток" и Западный железнодорожный обход Саратова. Глава администрации Шапкинского сельского поселения Дмитрия Овчаров в курсе жалоб жителей и разделяет их беспокойство, здесь готовят запросы в КПР, рассказал 47news руководитель. "У нас уникальные места, уникальная экология. Люди гуляют, на лыжах ходят вокруг населенного пункта. Это может негативно сказаться на обстановке". 47news нанес на карту некоторые координаты недр Протяженность месторождений внушительная. При этом насколько близко к поселку подойдет техника и когда, пока неясно. Глава администрации Тосненского района Михаила Носов сообщил 47news, что решения о сокращении ОЗУЛ не принято, а без него приступить к работам не получится. Собеседник выразил мнение, что разработка карьера – вопрос среднесрочной перспективы. - Не факт, что это произойдет даже через год-два. Скорее всего, эту территорию трудно будет использовать. Это небыстрая история, а ВСМ планируют уже в 2028 году запустить, время уходит, – поделился Михаил Носов. В комитете по природным ресурсам Ленобласти 47news подтвердили, что разработка в ближайшее время не начнется. "Право пользования недрами предоставлено в соответствии с нормами действующего законодательства о недрах. Разработка месторождения будет возможна только после оформления всей разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством", – прокомментировали ситуацию в комитете. Кроме лыжного спорта людей беспокоит судьба леса в целом и культурный слой. "Карьер разрушит рекреационную зону, которая исторически сложилась. Неизвестно, как это повлияет на чистоту грунтовых вод", – рассказала Мария, добавив, что жители обратились в природоохранную прокуратуру, "Российское экологическое общество", РЭП "Зелёные" и другие инстанции. В соцсетях обсуждают, что в этом районе есть "царь-тополь" с диаметром ствола под два метра, старинные ели и следы религиозной архитектуры. По данным из открытых источников, существует маловероятная версия, что ранее здесь мог быть монастырь, куда в XVI веке якобы сослали одну из жен Ивана Грозного. По другой версии, здесь был Успенский женский монастырь, который упразднили при Екатерине II и в 1786 году разобрали на кирпичи. Считается, что из этих самых кирпичей может быть построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Шапках 1817 года, внесенная в реестр объектов культурного наследия регионального значения. В 1999-2000 гг. археологи находили на местности следы некой постройки. Председатель комитета по сохранению культурного наследия Ленобласти Владимир Цой сообщил 47news, что на этой территории выдано предписание о проведении историко-культурной экспертизы. Это всегда требуется, если нет сведений о наличии либо отсутствии объектов. Поэтому, если здесь захотят проводить земляные работы, придется сначала проводить раскопки. "Там действительно проводились археологические раскопки в прошлом десятилетии. Их результаты нам неизвестны, судя по всему, не был сдан отчет. Если там что-то было обнаружено, то держатель открытого листа, т.е. разрешения на раскопки, должен был, помимо отчета, направить документы о постановке памятника на охрану, чего сделано не было", – поделился Владимир Цой. 47news обратился с вопросами в Инфоцентр ВСМ, там пообещали ответить позднее. В ООО "Алмаз" на момент подготовки публикации не ответили. Елизавета Мелякова, 47news Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург является стратегически важным объектом. Общая протяженность составит 679 километров, будет 18 остановок, одна из которых в Ленинградской области. Сейчас в регионе десятками изымают участки, которые оказались в зоне будущей дороги. Строительство терминала и петербургского участка ВСМ начнется в 2026 году.
Читать новость полностью на сайте "47 новостей из Ленинградской области"