Мы помним, мы гордимся!

В год 80-летия Великой Победы о своем двоюродном деде Николае Алексеевиче Коробове, участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, рассказывает следователь по особо важным делам первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Республике Коми Иван Валерьевич Коробов.

«Еще в детстве родители, бабушка и дедушка много рассказывали мне о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мой дед Иван Алексеевич Коробов часто делился со мной воспоминаниями о своем военном детстве, о том, как тяжело приходилось ему в 1941 году, 14-летнему парнишке, работать наравне со взрослыми на Челябинском танковом заводе (в народе его называли ЧТЗ или Танкоград). Он практически жил на предприятии, которое в годы войны производило «оружие Победы» - легендарные танки «Т-34», самоходные установки «ИСУ-152» (Зверобой), получившие такое название за то, что с легкостью пробивали брони немецких бронированных «зверей» – танков Тигр и Пантера.

Старший брат деда, молодой комсомолец Николай Алексеевич Коробов, в 1940 году был призван в ряды рабоче–крестьянской Красной армии и проходил службу в составе 88–ой стрелковой дивизии, которая после окончания советско–финской войны (1939-1940 гг.) дислоцировалась в городе Архангельске. К началу Великой Отечественной он в звании старшины командовал минометным расчетом. В связи с начавшимися боевыми действиями со стороны финской армии, союзницы нацисткой Германии, стрелковая дивизия была переброшена на Кестеньгское направление (Лоухский район Карельской АССР). В своем последнем письме родным Николай Коробов написал, что их перебрасывают по Белому морю в Карелию и что «Враг будет разбит и Победа будет за нами! Наши лыжи в воде не тонут и в огне не горят!». После этого связь с ним прервалась. В 1946 году сослуживец Николая рассказал, что немецкая авиация нещадно бомбила части 88-ой стрелковой дивизии. Брат дедушки в числе добровольцев был включен в сводный передовой отряд, который совершил контрудар по объединенной немецко-финской наступающей группировке, тем самым предоставив возможность основной части дивизии разгрузится с железнодорожных эшелонов и кораблей.

История стрелковой дивизии, в которой служил мой дед, так меня заинтересовала, что еще будучи подростком, я стал направлять запросы в Центральный архив Министерства обороны РФ и в Центральный архив Советской армии. Я узнал, что части 88-ой стрелковой дивизии в ходе ожесточенных боев в августе–сентябре 1941 года ценой больших потерь смогли остановить немецко-финскую группировку. Кестеньгское направление являлось одним из немногих, где в 1941 году враг был остановлен, и линия фронта оставалась неизменной вплоть до августа 1944 года, когда Советская Армия перешла в наступление в Карелии. Сама же стрелковая дивизия в 1942 году была переброшена под город Старая Русса тогда еще Ленинградской области, получила почетное наименование 23-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовала в освобождении Новгородской и Псковской земли, а в победном мае 1945 года ее бойцы штурмовали Берлин.

Под впечатлением истории моего деда, будучи четырнадцатилетним школьником, я начал заниматься поисковой деятельностью. Последние годы выезжаю в экспедиции в составе поискового отряда следственного управления «Хранители». Работа поисковиков способствует сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и той цене, которую заплатил советский народ за победу над врагом».

Читать новость полностью на сайте "Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Коми"