Срок продажи невостребованной доли участия ExxonMobil в проекте Сахалин-1 продлен до конца 2024 г. "Нефтегаз ИА". 9 апреля 2024 Срок продажи продлевается уже во второй раз. Президент РФ В. Путин продлил срок продажи невостребованной доли иностранных партнеров в новом операторе проекта Сахалин-1 до конца 2024 г. Указ президента РФ от 8 апреля 2024 г. №249 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Второе продление Новый президентский указ вносит изменения в указ №723 от 7 октября 2022 г. о применении дополнительных специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций: изначально срок продажи невостребованной доли участия иностранного участника проекта Сахалин-1 был установлен длительностью 4 месяца, а в апреле 2023 г. - продлен до 1 года, т.е. до октября 2023 г., сейчас срок продажи доли участия в проекте указан как не позднее 1 января 2025 г. ExxonMobil и Сахалин-1 Проект Сахалин-1, реализуемый на основании соглашения о разделе продукции (СРП), включает 3 месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе о. Сахалин. Общие запасы месторождений проекта оцениваются в 307 млн т нефти и 485 млрд м3 природного газа. До октября 2022 г. оператором проекта Сахалин-1 являлась Exxon Neftegaz Limited, зарегистрированная на Багамских о-вах дочка ExxonMobil, которая владела 30% в проекте. В проекте также участвуют Роснефть (20% через Сахалинморнефтегаз-Шельф и РН-Астра), японская Sodeco (30%) и индийская ONGC Videsh (20%). Указ президента №723 от 7 октября 2022 г., предусматривает замену проекта Сахалин-1 с Exxon Neftegas Ltd. на российское ООО. К этому моменту ExxonMobil, владеющая 30% в Exxon Neftegas Ltd. заявила о полном уходе из России, остановив при этом добычу на проекте и попытавшись передать права по СРП Сахалин-1 неназванной третьей стороне. Эта попытка была пресечена, а затем последовал указ о переводе проекта Сахалин-1 в российскую юрисдикцию. Под управлением Роснефти в ноябре 2022 г. на проекте Сахалин-1 удалось возобновить добычу нефти. Однако длительный простой присел к потере поступлений в бюджетной системе РФ и ухудшению характеристик месторождений, которые могут существенно повлиять на снижение коэффициента от нефтеотдачи (КИН). В соответствии с указом президента от 7 октября 2022 г., Сахалинморнефтегаз-Шельф, дочка Роснефти, получила 11,5% в уставном капитале компании (пропорционально доле участия проекте), также компания стала единоличным исполнительным органом нового оператора. Еще 8,5% перешли к другой дочке Роснефти - РН-Астра. Иностранные акционеры получили возможность конвертировать свои доли участия в проекте Сахалин-1 в нового оператора. ONGC и Sodeco сообщили о своей готовности принять доли участия в новом операторе, а ExxonMobil заявила о полном уходе из России. Согласно указу доля участия в российском операторе проекта, передача которой не была осуществлена иностранной стороне консорциума, подлежит оценке правительством РФ и продаже российскому юрлицу, соответствующему определенным правительством критериям. Денежные средства от продажи зачисляются на спецсчет типа С и замораживаются и выплачиваются иностранному участнику после удержания размера ущерба, который должен быть определен по результатам аудита. Оценка доли участия ExxonMobil в проекте Сахалин-1 пока не готова. 28 сентября 2023 г. правительство РФ утвердило правила проведения оценки и продажи доли в уставном капитале ООО Сахалин-1. Согласно документу, оценку доли участия по заказу Минэнерго РФ проводит Б1-Консалт. Начальной ценой доли в уставном капитале ООО Сахалин-1 послужит сумма, приведенная оценщиком. Кто это купит? Потенциальный покупатель невостребованной доли ExxonMobil в проекте Сахалин-1 не назывался. В апреле 2022 г. Reuters и индийская The Economic Times писали, что власти Индии обратились к ONGC с просьбой рассмотреть возможность покупки доли участия ExxonMobil в проекте Сахалин-1. Times of India в июле 2022 г. сообщила, что ONGC готова расширить свое участие в проекте Сахалин-1 после выхода из него ExxonMobil. Однако позднее эта тема больше не обсуждалась. Учитывая сложности у ONGC с репатриацией дивидендов от российских проектов, затруднения с поставками нефти Sokol с проекта Сахалин-1 в Индию, а также юридические риски, связанные с покупкой иностранной доли участия в российском проекте, расширение участия ONGC в проекте Сахалин-1 представляется маловероятным. Не исключено, что зависшую долю участия в проекте Сахалин-1 российские власти могут попросить купить Роснефть, как это было сделано с невостребованной долей участия Shell в проекте Сахалин-2. В конце марта 2024 г. правительство РФ выпустило распоряжение, согласно которому бывшую долю участия Shell в проекте купит дочка Газпрома вместо структуры НОВАТЭКа.
Читать новость полностью на сайте "ADVIS.RU - Агентство Для Вашего Информационного Сервиса"