Супрадум, чохто, балхарская игрушка. Знакомимся с выставкой Путь Патимат О том, как работали и проводили свой досуг женщины в сельском Дагестане до середины ХХ века, рассказывает куратор новой выставки в “Царицыне” Ксения Паршина. В музее-заповеднике “Царицыно” открылась выставка "Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана" . Она посвящена связанным с женщинами обычаям и традициям, которые сохранялись в республике вплоть до середины XX века. В экспозиции - более 300 экспонатов, созданных в основном в конце XIX - начале XX века. Среди них - ювелирные изделия, домашняя утварь, игрушки, вышивки и многие другие предметы из собраний музея-заповедника “Царицыно”, Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой (Махачкала), Государственного исторического музея, Государственного музея Востока и других учреждений. Дополняют экспозицию фотографии, сделанные журналистом Владимиром Севриновским во время его путешествий по Дагестану, и архивные снимки, предоставленные Кунсткамерой - санкт-петербургским Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого. Придуманная девушка В название выставки вынесено одно из самых популярных дагестанских имен. Патимат - так зовут главную героиню - собирательный образ жительницы села в нагорном Дагестане середины XX века. Каждый зал посвящен определенному этапу ее жизни. На примере судьбы Патимат, придуманной организаторами экспозиции, посетитель узнает, какой была жизнь дагестанских девочек, девушек и женщин совсем недавно. "Наша Патимат - сельская жительница, - рассказывает куратор выставки Ксения Паршина. - Мы попадем к ней в гости, пройдем вместе с ней путь ее взросления, посмотрим, как она самовыражается в творчестве и создает предметы домашнего обихода, каким образом воплощаются в них легенды, народная философия, поверья, как это наследие передается следующему поколению женщин" . В первом зале нас встречают фотографии. На них изображены женщины разных возрастов - зрители могут сами выбрать среди них свою Патимат или придумать личный образ героини выставки. Главный экспонат зала - сосуд с пиктограммой из Национального музея Республики Дагестан имени Алибека Тахо-Годи, один из тех, что были найдены во время раскопок Великентского могильника близ Дербента. Орнаментальный мотив на сосуде многие исследователи трактуют как древнейшее в регионе изображение женщины, которую ассоциировали с миром духов или богов. Характер орнамента указывает на ритуальное значение, а большой размер - на то, что сосуд использовался всей общиной.
Читать новость полностью на сайте "Московский День"