В экспозицию войдет более 200 предметов, многие из которых покажут впервые. В музее-заповеднике “Царицыно” пройдет выставка "На грани. Искусство гранения и гравировки стекла". Она будет работать в Хлебном доме с 18 марта 2023 по 25 августа 2024 года. Экспозицию посвятят истории промышленного стеклоделия в России, его развитию и бурному росту в ХХ веке. Гостям покажут более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта. "На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки - пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталем, которые художники активно используют и сегодня. Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время" , - рассказала Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника “Царицыно” . Стекольное дело существовало на Руси еще в X-XII веках, что подтверждают археологические находки. Есть свидетельства, что уже тогда использовалось оконное стекло. Но монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла вплоть до Нового времени. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича швед Елисей Койет создал "скляничное дело" для нужд Аптекарского приказа. В 1668-м появился казенный завод в Измайлове, выпускающий высокохудожественные изделия. Он обслуживал царский двор, а уже в 1751 году предприятие стало полноценным производством. До 1917 года продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны ее могли купить не все. К концу XIX века в различных странах узнали и о мальцовских заводах, во многом благодаря искусному декору изделий, называемому еще "мальцовской гранью". Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свели на нет все успехи в стеклоделии. Кураторы выставки отмечают, что история художественного стекла в России XX века неоднократно прерывалась, чтобы затем начаться вновь. Так, было создано управление стекольной промышленности “Главстекло”, велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной. Это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Однако с распадом СССР, кризисами 1990-х и 2000-х годов большинство производств художественного стекла столкнулись с серьезными испытаниями, которые не смогли пережить. Сегодня в России действует всего одно предприятие, которое относят к числу дорогих стекольных производств, - Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова. Выставка “На грани” предлагает проследить историю становления отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до наших дней. В первой части экспозиции, которая посвящена гравировке, можно увидеть работы художников так называемых московской и ленинградской школ. Например, блюдо “Ника” Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти 40 лет и создавшего там около трех сотен изделий, и композицию "Песня о первом" Юрия Бякова, изготовленную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня. Среди них “Ангел” Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В зале, посвященном гранению, можно будет узнать больше о главных производственных центрах. Там покажут композицию из цветного хрусталя “Колоннада” Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу “Лось” Антонины Абрамовой, выполненную на Борисовском хрустальном заводе имени Ф.Э. Дзержинского в городе Борисове в Белоруссии. Завершат этот раздел экспозиции произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом. Экспонировать стекло - задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. Впервые при создании выставочного пространства использовалось такое количество световых приборов - от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников, спотов и многого другого. В фонде музея “Царицыно” хранится более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году был издан первый том книги "Художественное стекло ХХ - начала XXI века", ставшей продолжением многотомного собрания генерального каталога музея. В издание включено 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Второй том выйдет в этом году. Кураторами выставки выступили главный хранитель музея-заповедника “Царицыно” Елена Карасева, заведующая научно-исследовательским отделом музея Александра Герасимова и хранитель музейных предметов Светлана Парчак. - Россия
- Северо-Западный
-
Центральный
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область
- Липецкая область
- Москва
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Ярославская область
- Южный
- Северо-Кавказский
- Приволжский
- Уральский
- Сибирский
- Дальневосточный
Выбрать субъект
Брянская область
- Все субъекты
- Белгородская область
- Брянская область
- Владимирская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- Калужская область
- Костромская область
- Курская область
- Липецкая область
- Москва
- Московская область
- Орловская область
- Рязанская область
- Смоленская область
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Ярославская область
Игра со светом и тенью: в музее-заповеднике Царицыно пройдет выставка, посвященная стеклоделию
В экспозицию войдет более 200 предметов, многие из которых покажут впервые. В музее-заповеднике “Царицыно” пройдет выставка "На грани. Искусство гранения и гравировки стекла". Она будет работать в Хлебном доме с 18 марта 2023 по 25 августа 2024 года. Экспозицию посвятят истории промышленного стеклоделия в России, его развитию и бурному росту в ХХ веке. Гостям покажут более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта. "На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки - пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталем, которые художники активно используют и сегодня. Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время" , - рассказала Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника “Царицыно” . Стекольное дело существовало на Руси еще в X-XII веках, что подтверждают археологические находки. Есть свидетельства, что уже тогда использовалось оконное стекло. Но монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла вплоть до Нового времени. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича швед Елисей Койет создал "скляничное дело" для нужд Аптекарского приказа. В 1668-м появился казенный завод в Измайлове, выпускающий высокохудожественные изделия. Он обслуживал царский двор, а уже в 1751 году предприятие стало полноценным производством. До 1917 года продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны ее могли купить не все. К концу XIX века в различных странах узнали и о мальцовских заводах, во многом благодаря искусному декору изделий, называемому еще "мальцовской гранью". Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свели на нет все успехи в стеклоделии. Кураторы выставки отмечают, что история художественного стекла в России XX века неоднократно прерывалась, чтобы затем начаться вновь. Так, было создано управление стекольной промышленности “Главстекло”, велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной. Это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Однако с распадом СССР, кризисами 1990-х и 2000-х годов большинство производств художественного стекла столкнулись с серьезными испытаниями, которые не смогли пережить. Сегодня в России действует всего одно предприятие, которое относят к числу дорогих стекольных производств, - Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова. Выставка “На грани” предлагает проследить историю становления отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до наших дней. В первой части экспозиции, которая посвящена гравировке, можно увидеть работы художников так называемых московской и ленинградской школ. Например, блюдо “Ника” Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти 40 лет и создавшего там около трех сотен изделий, и композицию "Песня о первом" Юрия Бякова, изготовленную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня. Среди них “Ангел” Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В зале, посвященном гранению, можно будет узнать больше о главных производственных центрах. Там покажут композицию из цветного хрусталя “Колоннада” Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу “Лось” Антонины Абрамовой, выполненную на Борисовском хрустальном заводе имени Ф.Э. Дзержинского в городе Борисове в Белоруссии. Завершат этот раздел экспозиции произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом. Экспонировать стекло - задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. Впервые при создании выставочного пространства использовалось такое количество световых приборов - от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников, спотов и многого другого. В фонде музея “Царицыно” хранится более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году был издан первый том книги "Художественное стекло ХХ - начала XXI века", ставшей продолжением многотомного собрания генерального каталога музея. В издание включено 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Второй том выйдет в этом году. Кураторами выставки выступили главный хранитель музея-заповедника “Царицыно” Елена Карасева, заведующая научно-исследовательским отделом музея Александра Герасимова и хранитель музейных предметов Светлана Парчак. Главное в регионе
13:29, 22 ноября 2025
Проблемы с водоснабжением в брянской Унече привели к возбуждению уголовного дела
09:23, 22 ноября 2025
Теперь благодаря социальным сетям можно узнать о жизни Володарского района Брянска